Никита Макаренко

ЕДЕМ СМОТРЕТЬ НА "УЗБЕКИСТАН!"

Уникальные здания советского модернизма в Узбекистане вызывают все больший интерес мирового сообщества. Но они находятся под угрозой - и требуют сохранения.
Мы все в Узбекистане гордимся своими историческими городами, включенными в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Это Самарканд, Хива, Бухара. Наши "Эйфелевы башни" и "Египетские пирамиды", туристические достопримечательности, знакомые всему миру.

В этом списке есть и ставший печально известным Шахрисабз. Его мы не сберегли. Исторический центр города уничтожен, и ЮНЕСКО давно уже собирается вычеркнуть его из списка. Сейчас Шахрисабз имеет "красный" статус объекта, находящегося под угрозой исчезновения. Впрочем, Узбекистан пытается его спасти, предложив план восстановления утраченного.

Как правило, когда речь идет о Списке, человек думает, что он сплошь состоит из древних и исторических памятников. Стоунхендж, пирамиды Майя, Великая Китайская Стена. Всякое такое. В общем - из пыльных остатков позабытых цивилизаций. Но это не так.

Мало кто знает, но в Узбекистане есть еще один объект, внесенный в Список. Это горная система Западный Тянь-Шань. Наши любимые горы - Чимган, Чаткальский парк и все вокруг. Они включены туда в 2016 году, так как имеют мировое значение. Тянь-Шань отличается уникальным растительным миром (который, кстати, мы быстро и успешно уничтожаем).

Еще более интересно, что в Списке Всемирного Наследия есть и объекты, созданные в XX веке. Например, грандиозные модернистские здания великого архитектора Оскара Нимейера, построенные в 50-70-е годы в бразильской столице Бразилиа.
Дворец Национального Конгресса Бразилии. 1960 год, Бразилиа. Архитектор: Оскар Нимейер.
Похожие объекты есть и у нас. Параллельно с Нимейером, наши узбекистанские и советские архитекторы мыслили в том же ключе. И строили свои брутальные, бетонные, и невероятно красивые модернистские здания.

Ташкент богат на такую архитектуру. Многие из этих зданий "замылились" для глаз жителей города. У кого-то они могут негативно ассоциироваться с советским прошлым. Но если отойти от исторического контекста и взглянуть на них свежим взглядом, то становится понятно: эти гиганты не похожи ни на что. Этим они красивы и ценны.

Гостиница "Узбекистан", здание "Жемчуг", кинотеатр имени Навои ("Панорамный"), гостиница Шодлик ("Дом Молодежи"), здание УзА, Цирк, куполы базара "Чорсу", ресторан "Зарафшан", ректорат Национального Университета (ТашГУ), дворец Авиастроителей, ресторан "Голубые купола", здание "Фотон", утраченный ныне "Дом Кино" и многие-многие другие здания.

Всего в Ташкенте, по данным инициативной группы по сохранению архитектурного наследия, насчитывается 58 уникальных объектов XX века, нуждающихся в защите и сохранении. Значительная их часть - здания так называемого советского модернизма, также известного как "брутальный модернизм", "сейсмический модернизм" или "социалистический модернизм".

"Бетонные гиганты" имеют все шансы для того, чтобы в будущем статью частью Списка Всемирного Наследия. Мы должны бережно сохранить их для будущих поколений. Уже сейчас они привлекают огромный интерес исследователей и туристов со всего мира. Не верите, что иностранцы могут ехать в Узбекистан не ради памятников Самарканда и Бухары, а ради гостиницы "Узбекистан"? Поверьте. Это правда.
Панорамный Кинотеатр. 1964 год, Ташкент.
Архитекторы: Березин В., Сутягин С., Халдеев Ю., Шуваев Д., Легостаева О.
В самой популярной группе в Facebook Socialist Modernism, посвященной социалистическому модернизму, состоит почти 100 тысяч человек. Узбекистан всегда занимает там достойное место, часто попадая в популярные посты и красуясь своими зданиями на главной странице сайта этого проекта.

"Вот где я мечтаю провести свой медовый месяц…", - пишет под фотографией гостиницы "Узбекистан" Андреа Комова. О советском модернизме в прошлом году написало одно из самых популярных изданий о культуре Calvert Journal. Естественно, там были и ташкентские здания.

"После десятилетий изоляции, Ташкент на подъеме!", - пишет 27 апреля издание Wallpaper.com. Его журналисты посетили столицу Узбекистана. Что же поразило их больше всего? Об этом написано в первом же абзаце: "Он (Ташкент) запечатлел чудо советских модернистских алмазов перед тем, как оно будет зачернено кистью новостроек".

"(Ташкент) - один из самых интригующих архитектурных экспериментов 60-х - 70-х годов, когда Советский Союз вознамерился построить марксистско-ленинскую Бразилиа в Центральной Азии", - пишут авторы Wallpaper.com. Вспоминаем начало статьи. Где находится город Бразилиа? В Списке Всемирного Наследия ЮНЕСКО. И Ташкентский модернизм тоже имеет полное право там оказаться!

В 2018 году я помогал продюсерам одного из самых популярных английских туристических шоу последних двух лет, Race Across The World. Шоу производит канал BBC Two. Когда англичане приехали на "разведку", их задачей было выбрать самую главную достопримечательность Ташкента. Для торжественного финиша. Не было никаких споров - единогласно была выбрана гостиница "Узбекистан". Она поразила всех. Тоже самое повторилось с датским каналом TV2.
Выставочный зал Союза Художников. 1974 год, Ташкент.
Архитекторы: Хайрутдинов Р., Турсунов Ф., Мельников Б., Девликамова Ф.
Фотография: М. Кудрявцев, 1988 год.
2019 год, известнейшая французская съемочная группа. Что снимать в Ташкенте? Осмотрели весь город. Выбор: гостиница "Узбекистан", купол базара Чорсу, станции метро Алишера Навои и Космонавтов. Все это - советский модернизм. Это - очень интересно. И так происходит практически всегда, с каждой иностранной съемочной группой.

"Именно к советскому модернизму в последнее десятилетие приковано внимание историков архитектуры, деятелей культуры, журналистов и активистов. Включение в список модернистских сооружений 1960-х-80-х годов диктуется и международным контекстом. ЮНЕСКО, ICOMOS, а также международные ассоциации проявляют все больший интерес к советскому архитектурному наследию", - считает президент международной Обсерватории Alerte Héritage Борис Чухович. В Москве в этом году была составлена и опубликована карта всех памятников соцмодернизма для туристов. Это новый, самый свежий тренд! Хит сезона: конструктор, из которого дома можно собрать свою собственную, маленькую советскую панельку. Чтобы любоваться модернизмом.

На наш советский модерн с любовью заглядываются иностранные ученые.

"Ташкент – город, поражающий архитектурными контрастами и парадоксами", - считает известный немецкий архитектор Филипп Мойзер, написавший книгу "Сейсмический модернизм. Архитектура и домостроение советского Ташкента". Итак. Алмаз у нас в руках. Настоящий, удивительный. Которого нет у других. Хорошо ли мы его бережем? Нет. Чудо рассыпается в руках и исчезает. То, что происходит с советским модернизмом в Ташкенте - кощунственно.
Баня-хаммам. 1977 год, Ташкент (здание утрачено). Архитектор: А. Косинский.
Фото А. Варфоломеева.
"Зачастую им (памятникам модернизма) не хватает признания в качестве того, что стоило бы сохранить, поскольку многие воспринимают их не как часть собственной истории, а как нечто чуждое, навязанное извне", - считает член Международного совета по сохранению памятников (ИКОМОС) Йенс Йордан. На мой взгляд, сильная эпоха не должна боятся конкуренции с прошлым. Уничтожают памятники прошлого только слабые общества. Которые боятся, что прошлое задавит их своим весом, воспоминаниями, ностальгией, вызовет к жизни эмоции, о которых хочется забыть. В сильном обществе такой проблемы нет. Оно достаточно насыщенно своими смыслами и уверенно в сегодняшнем дне. Сильному обществу незачем боятся прошлого.

К сожалению, многие памятники советского модернизма в Узбекистане уже утеряны. Например, разрушено выдающееся здание Дома Кино с уникальными фресками внутри. Многие памятники под угрозой сноса. Очень хорошо состояние каждого из них описано в проекте "Архитектура Узбекистана XX века: Черная и Красная книга", созданного организацией Alerte Héritage. Там каждому зданию присвоена степень угрозы, составлены рекомендации.
Дом Кино. 1982 год, Ташкент (здание утрачено).
Архитекторы: Хайрутдинов Р., Бреусенко В., Шакиров Р., Азизов А., Киевская С.
Сегодня большая часть памятников советского модернизма не находится под охраной государства и не включена в список культурного наследия. Эту ошибку необходимо срочно исправить. Все здания советского модернизма должны быть бережно переписаны и защищены государством от перестроек и сносов. Скоро к ним потянутся толпы туристов - вот увидите:

"Здравствуйте! Нам, пожалуйста, два билета в Узбекистан. Мы едем смотреть на "Узбекистан"!